Виды электронных подписей – что выбрать?
Выделяют простые и усиленные электронные подписи.
Простая электронная подпись
Простая электронная подпись – наименее защищенный вид подписи. Для подтверждения того, что такая подпись сформирована конкретным лицом, используются коды, пароли или аналогичные средства (ч. 2 ст. 5 Закона об электронной подписи). Например, это могут быть логин и пароль для входа на сайт или код, направленный в СМС-сообщении.
Простая подпись приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом, нормативным актом Банка России или соглашением лиц, которые собираются обмениваться электронными документами, в том числе правилами платежных систем (ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи).
Усиленная электронная подпись
Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Их получают в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи (ч. 1, п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Закона об электронной подписи). То есть эти подписи работают по принципу шифрования информации.
Неквалифицированная подпись надежнее простой, однако, как и простая, она приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом или соглашением. Ее вправе выдавать любой удостоверяющий центр.
Квалифицированная подпись – самый надежный вид подписи. Она автоматически приравнивается к собственноручной. Такая подпись обязательно должна иметь квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.
Юрлица и ИП могут применять квалифицированную ЭП (КЭП), квалифицированный сертификат которой выдает удостоверяющий центр (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 17.2, п. 1 ст. 17.3, ст. 17.4 Закона об электронной подписи, Информация ФНС России):
- ФНС России;
- Федерального казначейства – для государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, определенных Правительством РФ;
- Банка России – для кредитных организаций, операторов платежных систем и некоторых других лиц.
В удостоверяющем центре ФНС России КЭП получают бесплатно (Письмо ФНС России от 21.04.2020 N АБ-3-19/3205@, Информация ФНС России).
Квалифицированный сертификат физлица, а также лица, планирующего действовать от имени юрлица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах (Информация ФНС России).
Удостоверяющий центр Банка России выдает квалифицированный сертификат также бесплатно в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 10.03.2021 N 5750-У. В числе прочего установлены требования к заявлению о выдаче квалифицированного сертификата, перечень прилагаемых документов и порядок выдачи сертификата заявителю. Вы можете использовать формы договора об оказании услуг удостоверяющего центра Банка России, заявлений о получении квалифицированных сертификатов, о прекращении их действия, о предоставлении средства электронной подписи, которые приведены в Приложениях 1 – 3, 5 к Порядку, утвержденному Приказом Банка России от 10.12.2021 N ОД-2434.