Статья 740. Договор строительного подряда

1. Договор строительного подряда – один из наиболее распространенных на практике видов договора подряда. Как и все другие выделенные в гл. 37 ГК договоры, он обладает родовыми признаками подряда. Эти признаки закреплены в п. 1 ст. 721 (см. коммент. к ней). Основной признак, по которому выделяется договор строительного подряда и с которым в конечном счете связан его специальный правовой режим, закреплен в § 3 гл. 37 ГК, это особый характер выполняемых работ и их результата.

 

2. Предшественником данного договора был подряд на капитальное строительство. Этому договору посвящались принятые в разное время Правительством СССР правила о договорах подряда на капитальное строительство. ГК 1964, как и Основы ГЗ, выделяли этот же договор. Разница состояла лишь в том, что в ГК 1964 договор подряда на капитальное строительство был урегулирован как самостоятельный тип договора наряду с подрядом, а в Основах ГЗ – лишь как его разновидность. Последний вариант стал возможным потому, что Основы ГЗ, как и впоследствии ГК, исключили из определения договора строительного подряда указание на его плановый характер, а также ограничили вмешательство государства в определение взаимных прав и обязанностей контрагентов.

 

3. ГК 1964 признавал предметом договора подряда на капитальное строительство “постройку и сдачу объекта”. Соответственно последние по времени их принятия Правила о договорах подряда на капитальное строительство сводили его смысл к обеспечению и вводу в действие производственных мощностей, объектов, зданий и сооружений, а также жилых домов и других объектов социального назначения. Однако уже Основы ГЗ указали на две сферы применения соответствующих договоров: строительство и сдачу объекта, с одной стороны, а также выполнение обусловленных договором строительных работ – с другой. Об этих же двух возможных сферах идет речь в п. 2 ст. 740 ГК, который особо выделяет необходимый для строительных работ признак: они должны быть нераздельно связаны со строящимся объектом.

 

4. В комментируемой статье используется термин “объект” строительства. Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству от 03.10.96 N 123 (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 21.10.98. N 100) признает объектом строительства “каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию или расширение которого должны быть составлены отдельный проект и смета”. При этом имеется в виду, что если на строительной площадке по проекту (рабочему проекту) возводится только один объект основного назначения без строительства подсобных и вспомогательных объектов, то понятие объекта строительства совпадает с понятием “стройка”. В более широком смысле стройка – это “совокупность создаваемых зданий и сооружений (объектов), строительство, расширение и реконструкция которых осуществляется, как правило, по единой проектно-сметной документации, на которую в установленном порядке утверждается отдельный титул стройки (или заменяющий его документ)”. Например, в промышленности – это здание цеха основного назначения, на транспорте – здание железнодорожного вокзала, в жилищно-гражданском строительстве – жилой дом, театр, школа, городской мост и т.п. Тем самым понятие “объект” строительства совпадает с другим – “стройка”.

 

5. Из п. 2 следует, что договоры на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений по своей правовой природе не относятся к числу договоров строительного подряда в целом. Однако установлена презумпция в пользу распространения правил о договоре строительного подряда и на эти строения.

Поскольку выполнение ремонтных работ, в т.ч. и по капитальному ремонту, по своей природе представляет возмездное оказание услуг, в случае, когда в договоре содержатся условия, исключающие применение комментируемого параграфа, к договору на выполнение работ по капитальному ремонту будут применяться нормы о договоре возмездного оказания услуг.

“Иное” в данном случае может означать и исключение по соглашению сторон действия только отдельных норм § 3, при этом не только диспозитивных, но и императивных.

 

6. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи имеет в виду осложненный вариант договора о сооружении объекта “под ключ”. Это договор, заключаемый между заказчиком и подрядчиком, который предусматривает выполнение последним цикла: проектирование – строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные строительными нормами и правилами, – сдача объекта в эксплуатацию. По договоренности сторон в таком договоре заказчик может принять на себя часть работ, поставок и других обязательств, но ответственность за сдачу объекта “под ключ” остается за подрядчиком, который обязан сдать заказчику объект, готовый к эксплуатации, в соответствии с условиями договора.

Соответствующая норма комментируемой статьи предоставляет сторонам возможность дополнить договор строительного подряда определенными (сверх обычных) обязанностями подрядчика. Имеется в виду заключение широко используемых в международной строительной практике договоров “продукция на руки”. По такому договору подрядчик должен не только завершить строительство всего объекта, но и передать персоналу заказчика технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта персоналом заказчика. В этом случае в соответствии с самой природой данных отношений подрядчик обязуется обеспечить успешный результат проводимой им профессиональной подготовки. Таким образом, риск, связанный с профессиональной подготовкой персонала заказчика, подрядчик принимает на себя (п. 7 гл. II Правового руководства по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов, подготовленного рабочей группой Комиссии ООН по праву международной торговли).

 

7. Заказчиком в договоре строительного подряда может быть, в принципе, любой субъект гражданского права – физическое или юридическое лицо, включая иностранцев.

При участии в договоре строительного подряда в качестве заказчика работы гражданина и притом, если работы выполняются для удовлетворения его бытовых или других личных потребностей, учитывается действие п. 3 комментируемой статьи.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1096), заказчиками являются инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) реализовать инвестиционный проект. При этом в случаях, когда заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах тех полномочий, которые установлены договором или государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правомочия иностранцев инвестировать на территории Российской Федерации и соответственно участвовать в отношениях по строительному подряду определяются, в частности, Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3493).

Для случая заключения договора строительного подряда, отличающегося, в частности, специальным кругом лиц, выступающих на стороне заказчика, создана особая конструкция – государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Деятельность, связанная с исполнением функций подрядчика в договоре строительного подряда, относится к числу лицензируемых. В соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию, в частности, строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

 

8. Сложность отношений сторон при строительном подряде предполагает широкое использование примерных условий или примерных форм договоров, в т.ч. и приспособленных к отдельным видам строительных работ. В соответствии со ст. 427 для применения примерных условий (примерных форм договоров) необходимо, чтобы они были опубликованы в печати и, кроме того, в конкретном договоре должны содержаться отсылки к ним (при отсутствии таких отсылок примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота).

Для отношений с участием иностранных фирм роль примерных условий могут играть также Международные условия договора о строительстве, разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов (Международное частное право: Сборник нормативных документов / Сост. Н.Ю. Ерпылева. М., 1994. С. 176 – 207), Условия Fidic контракта на проектирование, строительство и сдачу под ключ, 1995 (Международное частное право: Нормативные акты и международные договоры 5 (1) / Сост. М.К. Сулейменов. Алматы, 1999. С. 78 – 139).

 

9. Содержащееся в п. 3 комментируемой статьи указание относительно правового регулирования отношений по поводу выполнения работ для личных потребностей гражданина (заказчика) означает, что в виде общего правила к соответствующему договору применяются нормы комментируемого параграфа.

Такой вывод следует уже из того, что договор, направленный на удовлетворение личных потребностей граждан, прямо назван в п. 3 “договором строительного подряда”. И лишь в отношении прав заказчика должны действовать положения, включенные в § 2. Следует также иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 730 ГК при ненадлежащем выполнении или невыполнении работ по договору бытового подряда к отношениям, не урегулированным Кодексом, применяются Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, а в силу ст. 739 ГК заказчик может использовать права, предоставленные покупателю по договору розничной купли-продажи. Указанные нормы распространяются, как можно сделать вывод из п. 3 комментируемой статьи, и на отношения по договору строительного подряда, направленному на удовлетворение бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика.

В правовом регулировании капитального строительства всегда играли и продолжают играть большую роль многочисленные, принятые на разном уровне акты. В их числе можно выделить прежде всего указанный выше Закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”. Он сохранил, однако, действие ранее принятого Закона РСФСР от 26.06.91 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (Ведомости РСФСР, 1991, N 29, ст. 1006), в той части, в какой это не противоречит новому Закону. Специальным по отношению к нему актом является также уже упомянутый Закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”. Он направлен на создание многообразных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, часть из которых непосредственно относится к иностранным инвесторам как сторонам подрядного договора.

К числу принятых на высшем уровне актов могут быть отнесены Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4473), а также Градостроительный кодекс.

27 декабря 2000 г. Правительство РФ утвердило Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (СЗ РФ, 2001, N 1 (ч. II), ст. 135). Этот акт устанавливает, как распределяются между указанными в Положении государственными органами полномочия на проведение государственной экспертизы, каким образом она должна проводиться, включая составление свободного экспертного заключения по результатам ее проведения, какие именно государственные органы обладают необходимой компетенцией на утверждение соответствующей документации, а в той же связи как должны складываться отношения между заказчиками (инвесторами) и государственными органами в процессе проведения экспертизы.

Особая роль в правовом регулировании договоров строительного подряда принадлежит СНиПам – строительным нормам и правилам. Госстроем России 17 мая 1994 г. был утвержден основополагающий для этой области СНиП 10-01-94 “Система нормативных документов в строительстве. Основные положения”.

 

Указанный СНиП содержит определение соответствующей системы нормативных документов как совокупности взаимосвязанных документов, которые принимаются компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства. Система включает построенные по вертикали документы. Имеются в виду федеральные нормативные документы (Строительные нормы и правила РФ, Государственные стандарты РФ в области строительства, Своды правил по проектированию и строительству, руководящие документы системы), нормативные документы субъектов Российской Федерации (территориальные строительные нормы), а также производственно-отраслевые нормативные документы (стандарты предприятий, объединений (строительного комплекса) и стандарты общественных объединений). При этом положения нормативных актов разделяются по признаку юридической силы на обязательные, рекомендуемые или справочные. Специально указано, что отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, которые содержат обязательные требования, не освобождает от их исполнения.

Посмотрите еще темы