Споры с ФСС при приеме на работу беременной

Организация планирует принять на работу беременную женщину, которая долгое время была безработной. Через пару месяцев женщина уйдет в декретный отпуск. Существуют ли риски, которые могут возникнуть при выплате такой работнице пособия по беременности и родам?

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Трудового Кодекса РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и при иных страховых случаях лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, изложен в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами.

При этом п. 5 ст. 2 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Следовательно, положения действующих нормативных актов не препятствуют выплате пособия по беременности и родам работнице, которая долгое время была безработной и была принята на работу за несколько месяцев до ухода в декретный отпуск.

Положениями п.п. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

При проведении проверок, сотрудники ФСС отказывают страхователям в возмещении пособий за счет средств ФСС по причине того, что страхователь создает искусственную ситуацию для получения средств ФСС.

Одним из обстоятельств, которые свидетельствуют о создании искусственной ситуации для получения средств ФСС, сотрудники ФСС признают факт отсутствия целесообразности приема на работу и отсутствия доказательств выполнения работником трудовой функции.

Однако, существует обширная судебная практика, которая встает на сторону работодателя.

В Определении ВС РФ от 08.06.2017 № 307-КГ17-6192, ВС РФ от 25.02.2016 № 301-КГ15-20025, ВАС РФ от 16.07.2009 № ВАС-6566/09 судьи указали, что факт трудоустройства перед декретом не может свидетельствовать о создании работодателем схемы незаконного возмещения расходов из средств социального страхования.

Однако, работодателям следует иметь ввиду, что при приеме на работу женщины, которая через пару месяцев уйдет в декретный отпуск, при проверке ФСС необходимо будет доказать существование реальных трудовых отношений с такой работницей.

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.03.2018 № Ф10-392/2017 по делу № А48-3830/2016 судьи указали, что для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений и фактическую выплату соответствующих пособий работнику.

В определении Верховного суда РФ от 08.10.2018 г. № 306-КГ-15093 судьи указали, что обществом не соблюдены условия, необходимые для зачета и возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в заявленном размере, поскольку документально не подтверждено наличие реальных трудовых отношений с застрахованным лицом, в пользу которого выплачивалось соответствующее пособие. Как установили суды, заявителем не представлено доказательств в подтверждение того обстоятельства, что им не создавалась искусственная ситуация, позволяющая неправомерно возместить за счет средств фонда расходы по выплате пособия. Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 № 16549/12.

Учитывая существующую судебную практику, полагаем, что трудоустройства перед декретом не может свидетельствовать о создании работодателем схемы незаконного возмещения расходов из средств социального страхования. Но именно работодатель должен будет доказывать проверяющим, что им не создавалась искусственная ситуация, позволяющая неправомерно возместить за счет средств фонда расходы по выплате пособия.

Посмотрите еще темы