Куда жаловаться на банк

Клиент банка (в том числе потенциальный) в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обращаться с жалобой на неправомерные действия (бездействие) банков и их сотрудников в различные органы. Рассмотрим наиболее распространенные случаи обращений в зависимости от органа, в который адресована жалоба.

Обращение в Банк России

Будучи органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России, в частности, устанавливает правила осуществления банковских операций и осуществляет надзор за соблюдением банками законодательства РФ и нормативных актов Банка России (п. п. 5, 9 ст. 4, ст. 56 Закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).

В связи с этим спектр случаев, в связи с которыми можно обратиться с жалобой в Банк России, достаточно разнообразен.

К таким случаям относятся, например, следующие (ч. 23 ст. 5, ч. 1 ст. 16 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ; п. п. 5.2, 13.5 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):

  • установление процентной ставки по договору потребительского кредита выше 1% в день;
  • отказ от заключения договора банковского счета (вклада) по подозрению, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращение в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор является органом государственного надзора в области защиты прав потребителей и рассматривает соответствующие обращения граждан, в том числе при оказании им финансовых услуг (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1; п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).

В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести, в частности, следующие (Письмо Роспотребнадзора от 25.09.2007 N 0100/9706-07-32; Информация Роспотребнадзора от 21.04.2015):

  • навязывание банком дополнительных (“сопутствующих”) платных услуг, в том числе услуг партнеров банка (страхование, СМС-информирование и т.п.);
  • предоставление недостоверной (неполной) информации о банковских продуктах, введение клиентов в заблуждение;
  • изменение в одностороннем порядке условий договора.

Обращение в Роскомнадзор

Роскомнадзор как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных осуществляет рассмотрение обращений граждан, связанных с обработкой их персональных данных (ч. 1 ст. 23 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ; п. п. 1, 5.11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

К таким обращениям относятся, например, жалобы на обработку банком или его партнерами персональных данных клиента без получения согласия последнего (п. 18 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017).

Обработка персональных данных

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без их использования с персональными данными, включая их сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Обращение в бюро кредитных историй

Заемщик вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в соответствующее бюро кредитных историй заявление о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю (п. 5 ст. 3, ч. 3 ст. 8 Закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).

Кредитная история

Кредитной историей признается информация, которая хранится в бюро кредитных историй и характеризует исполнение субъектом кредитной истории принятых на себя обязательств, в частности, по договору займа (кредита) (п. п. 1, 1.1 ст. 3 Закона N 218-ФЗ).

Обращение в суд

Граждане имеют право на судебную защиту своих прав (ст. 11 ГК РФ).

В качестве примеров обращения в суд на неправомерные действия банков и их сотрудников можно привести, например, следующие (п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 28-П; Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2018 N 32-КГ18-19; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017):

  • обращение гражданина о признании заключенным договора банковского вклада, если от имени банка выступило неуполномоченное лицо;
  • обращение заемщика с заявлением о признании кредитного договора исполненным;
  • обращение вкладчика в связи с нарушением банком обязанности по возврату суммы вклада.

Посмотрите еще темы