Комментарий к статье 635 ГК РФ

1. В силу п. 1 комментируемой статьи услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

Понятием технической эксплуатации охватывается осуществление арендодателем действий по приведению транспортного средства в состояние способности выполнять свое функциональное назначение – перемещаться в пространстве для целей перевозки грузов, пассажиров, багажа и т.п. Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве – вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимых сопутствующих действий (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования.

Договором могут быть предусмотрены и другие услуги, оказываемые арендодателем (например, услуги по погрузке-разгрузке транспортного средства, по охране транспортного средства и т.п.).

Качество оказываемых арендодателем услуг определяется предоставлением арендатору возможности эксплуатировать транспортное средство нормально и безопасно. Первый критерий – нормальная эксплуатация – означает поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии (см. ст. 634 ГК и комментарий к ней). Второй критерий – безопасная эксплуатация – связан с необходимостью соблюдения специальных правил эксплуатации транспортных средств для того, чтобы не допустить возможность причинения вреда перевозимым пассажирам, грузам, третьим лицам, их имуществу и т.п.

2. Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства оказываются членами экипажа, состав и квалификация которого должны отвечать обязательным для сторон правилам. Транспортными уставами и кодексами предусмотрены специальные требования к экипажам транспортных средств.

Так, согласно ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик – владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников.

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа, а командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 2 ст. 56 и п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса). Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации (п. 2 ст. 8 Воздушного кодекса). Квалификация летного состава государственной авиации определяется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396.

В состав экипажа судна, используемого во внутренних водах, входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна – также работники, обслуживающие пассажиров судна (п. 1 ст. 26 КВВТ). Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа установлен Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349.

Каждое морское судно должно иметь на борту квалифицированный и достаточный по численности экипаж, в состав которого входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда (п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 53 КТМ). В зависимости от типа и назначения, а также от района плавания судна минимальный состав экипажа судна установлен Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138, а судна рыбопромыслового флота – Приказом Росрыболовства от 21 сентября 2009 г. N 836. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства. При этом в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, однако только граждане РФ могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (п. 1 ст. 56 КТМ).

На автомобильном транспорте специальные требования предусмотрены, к примеру, для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (п. 5.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73), или для водителей грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове (п. 22.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090).

Как правило, наличие у членов экипажа транспортного средства требуемой квалификации удостоверяется специальными документами. Поэтому для надлежащего оказания услуг необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели соответствующие разрешения, сертификаты, аттестаты и т.п.

Если обязательными для сторон договора аренды правилами не установлены квалификационные требования к членам экипажа транспортного средства, то их квалификация должна удовлетворять требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Кроме того, договором могут быть предусмотрены дополнительные к обычным требованиям квалификационные критерии (например, наличие определенного минимального стажа управления транспортным средством определенного вида или наличие опыта управления транспортными средством в определенных условиях и т.п.).

3. Как следует из абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, члены экипажа являются работниками арендодателя, т.е. состоят с ним в трудовых отношениях (гл. 2 Трудового кодекса РФ). Как подчеркивается в п. 2 ст. 61 КВВТ, в договоре аренды речного судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части же коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 115 КТМ).

В силу ст. 206 КТМ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, но распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, обязательны для капитана судна и других членов экипажа.

На внутреннем водном транспорте члены экипажа судна также подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна, причем арендатор вправе назначить на речное судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными (п. 2 и 3 ст. 62 КВВТ).

4. Правильное разграничение сфер технической и коммерческой эксплуатации транспортного средства важно с точки зрения оценки юридических последствий правонарушений, допущенных экипажем при выполнении указаний арендодателя или арендатора. К примеру, ответственность за последствия нарушения экипажем арендованного морского судна санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований при вылове и обработке рыбопродукции не была возложена на арендодателя, так как эти последствия относились к вопросам коммерческой эксплуатации суда, которую определял арендатор.

5. Поскольку члены экипажа состоят с арендодателем в трудовых отношениях, именно он несет расходы на их содержание и оплату их услуг.

В силу ст. 60 КТМ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа безопасные условия труда, охрану здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых и т.п.), застраховать заработную плату, жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Несмотря на то что указанные расходы несет арендодатель, по общему правилу они учитываются в составе арендных платежей, которые арендатор уплачивает арендодателю.

Вместе с тем комментируемая норма является диспозитивной, т.е. стороны могут в договоре аренды по-иному распределить обязанности по оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа.

Посмотрите еще темы