Комментарий к статье 634 ГК РФ

1. Комментируемая статья по-иному распределяет обязанности по содержанию арендованного имущества, нежели общие положения ГК о договоре аренды (ст. 616 ГК). Возложение не на арендатора, а на арендодателя обязанности поддерживать транспортное средство в надлежащем состоянии объясняется тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем именно арендодатель осуществляет его техническую эксплуатацию и должен нести соответствующие расходы (см. комментарий к ст. 635 ГК).

Вместе с тем арендатор несет расходы по коммерческой эксплуатации транспортного средства: оплата топлива и других расходуемых при эксплуатации транспортного средства материалов и сборов осуществляется арендатором, если иное не установлено договором аренды (см. комментарий к ст. 636 ГК).

2. Надлежащее состояние транспортного средства означает возможность и пригодность его к нормальной и безопасной эксплуатации, для поддержания которой арендодатель обязан проводить технические, организационные и иные мероприятия: регулярные чистку и уборку, профилактические мероприятия, ремонт транспортного средства (текущий и капитальный), снабжение его необходимыми принадлежностями, оборудованием и механизмами (для погрузки-разгрузки и т.п.).

Поскольку предметом договора являются технические устройства, обладающие свойствами источника повышенной опасности (см. комментарий к ст. 632 ГК), зачастую выполнение арендодателем указанных мероприятий регламентируется обязательными для соблюдения техническими нормами и правилами безопасности. Как правило, прохождение транспортным средством подобных процедур и подтверждение возможности его эксплуатации по назначению удостоверяются специальными документами.

Воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), который выдается на основании аттестата о годности к эксплуатации или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса). Владелец речного судна, функции которого при аренде с экипажем выполняет арендодатель, обязан обеспечить соответствие судна требованиям безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии (п. 2 ст. 34, ст. 61 КВВТ). Морское судно должно быть освидетельствовано организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (п. 1 ст. 23 КТМ). И на речном, и на морском судне должны иметься предусмотренные законодательством судовые документы: свидетельства о годности судна к плаванию и о праве плавания под Государственным флагом РФ, судовое санитарное свидетельство и др. (п. 1 ст. 14 КВВТ, п. 1 ст. 25 КТМ).

Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с законодательством о техническом регулировании (ст. 6 Закона о железнодорожном транспорте).

Техническое состояние и оборудование автотранспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”). Основные положения по допуску автотранспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Сведения о соответствии автотранспортного средства обязательным требованиям безопасности содержатся в диагностической карте, которая выдается по результатам периодического технического осмотра (ст. 5 и 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; Правила проведения технического осмотра транспортных средств).

3. На период времени, в течение которого транспортное средство находилось в ненадлежащем состоянии (т.е. было непригодно к нормальной и безопасной эксплуатации) вследствие невыполнения (ненадлежащего выполнения) арендодателем своих обязанностей, арендатор должен освобождаться от уплаты арендных платежей. Прямо данное правило сформулировано применительно к речным судам в п. 2 ст. 65 КВВТ.

4. Норма, содержащаяся в комментируемой статье, носит императивный характер, поэтому ее действие не может быть изменено (отменено) соглашением сторон.

Посмотрите еще темы