Что делает Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Надзор Роспотребнадзора

Роспотребнадзор (далее — Служба) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои функции как непосредственно, так и через управления на местах. Его полномочия закреплены в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322. Согласно положению основная функция Службы заключается в разработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, определении санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также надзоре за их соблюдением.

Для осуществления вышеуказанных функций Служба наделена в числе прочих следующими полномочиями:

  • По надзору, контролю за выполнением установленных требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия граждан, защиты покупателей, потребительского рынка. Это и проверка соблюдения санитарного законодательства, правил продажи определенной продукции, и организация санитарно-карантинного контроля на границе РФ.
  • Лицензированию некоторых видов деятельности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 Роспотребнадзор лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и генно-модифицированных организмов, представляющих умеренную и особую опасность для здоровья человека, а также деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения (исключая медицинские цели). Порядок лицензирования установлен постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 и от 02.04.2012 № 278.

  • Регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ (за исключением лекарств), некоторой впервые ввозимой на территорию РФ продукции и продуктов питания. Административный регламент для данного вида деятельности утвержден приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781.
  • Регистрации лиц, которые подверглись радиационному воздействию в результате катастроф.
  • Установлению критериев качества питьевой и горячей воды.
  • Выявлению причин, по которым возникли и распространились инфекционные болезни и отравления в больших масштабах.
  • Осуществлению в рамках компетенции Службы проверок соответствия деятельности лиц требованиям законодательства.

Права и обязанности при проведении проверок

Подробнее остановимся на полномочиях Роспотребнадзора по проведению проверок. Они осуществляются в целях оценки деятельности юридических и физических лиц, в том числе производимой и реализуемой ими продукции, на предмет соответствия требованиям законодательства. Для этого Служба разрабатывает административные регламенты, отражающие сроки и этапы их проведения (п. 22 Регламента, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 28.01.2021 № 11).

Так, например, административным регламентом по проведению проверок в части выполнения санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, правил продажи отдельных товаров (приказ Службы от 16.07.2012 № 764) установлены следующие права Службы:

  • запрашивать у проверяемых лиц документы, информацию, образцы продукции и т. п.;
  • изымать образцы товаров, пробы объектов окружающей среды для их исследования, измерения;
  • обследовать жилищные условия граждан с их согласия;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими товаров и т. п.

При этом должностные лица должны соблюдать права и законные интересы проверяемых, в том числе:

  • организовывать проверку на основании распоряжения, проводить ее в соответствии с поставленными задачами и сроками;
  • предоставлять проверяемым лицам возможность давать разъяснения;
  • направлять проверяемым лицам документы по проверке, знакомить их с ее результатами.

В случае нарушения прав проверяемых последние могут оспорить действия (бездействие) должностных лиц Службы в административном порядке или в суде, а также потребовать возмещения причиненного вреда.

Так, апелляционный суд счел обоснованным вывод арбитражного суда о том, что предписание Службы о проведении дополнительных профилактических мероприятий возлагает на проверяемую организацию обязанность провести вакцинацию сотрудников против гриппа в отсутствие документов, подтверждающих законность таких требований, и это нарушает ее права и законные интересы (постановление от 12.04.2016 по делу № А33-24428/2015).

Особое внимание уделяется непосредственно правилам выполнения административных процедур при проведении проверок (раздел 3 Регламента). Их нарушение также может повлечь за собой признание документов, выданных по результатам проверки, незаконными и недействительными.

Так, позиция судов при исследовании материалов по делу № 307-АД14-4355 заключалась в том, что фиксация нарушений только в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которое было составлено спустя неделю после проверки, не является достаточным доказательством наличия нарушений (постановление ВС РФ от 27.01.2015 № 307-АД14-4355).

ВАЖНО! В случаях, предусмотренных законодательством, проверка должна проводиться в порядке, установленном ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» от 26.12.2008 № 294. Такое требование установлено, например,ч. 7 ст. 46 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52.

Это значит, что если проверка по соблюдению санитарных правил проведена без учета предусмотренного законом № 294-ФЗ порядка, то предписание, выданное по ее результатам, может быть признано недействительным (определение от 10.03.2015 № 309-КГ14-7461). 

Компетенция в области защиты прав потребителей

Помимо контроля за санэпидобстановкой Роспотребнадзор выявляет нарушения в области защиты прав потребителей. Согласно ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I на него возложены соответствующие обязанности по реализации полномочий по надзору. Кроме составления протоколов об административных нарушениях и выдачи предписаний Служба также представляет свои интересы в суде, в том числе в целях защиты прав, законных интересов потребителей.

Наглядно представить, чем занимается Роспотребназдор в области защиты прав потребителей, можно, изучив судебную практику по данному вопросу.

Пример: Любопытно дело по иску кредитной организации к Роспотребнадзору о признании незаконным и недействительным предписания в части установления банку обязанности оформлять все заключаемые им с клиентами кредитные договоры шрифтом определенного кегля. Согласно материалам дела Роспотребнадзором проведена проверка договора, заключенного банком с гражданином, в результате которой установлено нарушение банком требования санитарных норм о размере шрифта (то есть договор напечатан более мелким шрифтом, чем закреплено в правилах). А согласно закону № 2300-I информация о реализуемых товарах должна доводиться до покупателя в доступной и наглядной форме. Руководствуясь указанными положениями и нормами, арбитражный суд заключил, что мелкий шрифт не обеспечивает доступность восприятия информации, содержащейся в договоре, что влечет нарушение прав клиентов банка. Судом принято решение, что нарушения подлежат устранению, а выданное предписание является законным. Апелляция по данному делу поддержала позицию суда 1-й инстанции (постановление от 10.05.2016 по делу № А58-6194/2015).

Как мы видим, функции Роспотребнадзора достаточно обширны и в первую очередь направлены на защиту прав покупателей и потребительского рынка, обеспечение санэпидблагополучия населения.

Реализация таких функций четко урегулирована как на уровне федерального законодательства, так и собственными административными регламентами Службы. В случае возникновения спорных ситуаций действия Роспотребнадзора могут быть обжалованы, что подтверждается обширной судебной практикой по этой категории дел.

Посмотрите еще темы