Выселение из квартиры

Если иск подается гражданином о выселении соседей, нарушающих нормы общежития:

  • о выселении лиц, использующих жилое помещение не по назначению, систематически нарушающих права и законные интересы соседей, допускающих разрушение жилого помещения (при выселении на основании ст. 91 ЖК РФ).

Если иск подается гражданином, выселяемым из жилого помещения:

  • о признании недействительным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда (далее – ДЖПиЖФ) или Департамента городского имущества (далее – ДГИ) г. Москвы (до принятия Постановления Правительства г. Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП вопросами выселения и предоставления помещений при выселении занимался ДЖПиЖФ) о предоставлении жилого помещения в связи с выселением (при выселении на основании ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ);
  • об обязании ДГИ предоставить жилое помещение в связи с выселением (при выселении на основании ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ).

Что касается споров об оспаривании решения о предоставлении жилого помещения в порядке ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ, то они рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) как споры об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц и муниципальных служащих.

По этой причине приведенные ниже рекомендации и образцы исковых заявлений разделены на актуальные при подаче иска согласно ГПК РФ (Рекомендации истцу/Исковое заявление) и при подаче административного искового заявления согласно КАС РФ (Рекомендации административному истцу/Административное исковое заявление).

  • К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи в связи с бесхозяйным обращением с жилым помещением и нарушением прав других жильцов (ст. 91 ЖК РФ), относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире). Кроме того, обратиться в суд с требованием о выселении в этом случае вправе также органы государственной жилищной инспекции, а также лица, в хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся специализированные жилые помещения, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями (например, Определение Московского городского суда от 19.03.2015 N 4г/1-2624).
  • Что касается споров о принудительном выселении граждан в связи со сносом дома, его капитальным ремонтом, состоянием, непригодным для проживания или переводом в нежилой фонд (на основании ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ), то в большинстве случаев в роли истца в таких случаях выступает ДГИ и иные официальные органы. Подобные споры в настоящем материале рассмотрены с позиции выселяемого гражданина (например, Определение Московского городского суда от 02.10.2015 N 4г/3-8937/2015).
  • В спорах, связанных с выселением на основании ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ, в роли истцов также могут выступать граждане. Поводом к обращению в суд при этом, как правило, является несогласие с параметрами (характеристиками) жилого помещения, предоставляемого по причине сноса дома, в котором проживает истец, его перевода в нежилой фонд, признания непригодным для проживания или проведения капитального ремонта.

В таких ситуациях истцам следует учитывать правила, закрепленные в ст. 89 ЖК РФ и устанавливающие требования к предоставляемому жилому помещению. Согласно этой норме предоставляемое помещение должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому гражданином помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах того же населенного пункта.

При этом выселяемый из жилого помещения гражданин не может требовать предоставления жилого помещения, улучшающего его жилищные условия, даже если он состоит на соответствующем учете. Предоставление жилого помещения в связи с выселением не имеет своей целью улучшение жилищных условий выселяемых граждан – по этой причине не следует включать в исковое заявление соответствующее требование. Если предоставленное жилое помещение соответствует перечисленным в законе критериям, такое требование будет отклонено судом (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2015 по делу N 33-17415/2015).

  • Равнозначным признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении (п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”).
  • Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
  • Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
  • Необходимо помнить, что жилищное законодательство РФ не предусматривает расселения семей при выселении граждан в связи со сносом/ремонтом жилых домов, признании жилых помещений непригодными для проживания и их перевода в нежилые помещения. Соответственно, требование о предоставлении отдельных квартир для выселяемых лиц, скорее всего, будет отклонено (например, Определение Московского городского суда от 26.01.2015 N 4г/1-531).
  • При оценке перспектив подачи иска при выселении на основании ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ следует также принимать во внимание тот факт, что определение ранее порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг между членами семьи, выселяемой из жилого помещения в связи со сносом дома, не дает им права требовать предоставления отдельных квартир, поскольку разделение лицевых счетов само по себе не свидетельствует о том, что эти лица являются разными семьями. В частности, семейные отношения между родителями и детьми не могут быть прекращены по желанию сторон, поскольку их связывает кровное родство (например, Определение Московского городского суда от 06.02.2015 N 4г/1-763).
  • Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде – в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, – посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ). Аналогичное правило с 01.01.2017 действует и в отношении административных исковых заявлений (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).
  • Заявляя требования о выселении на основании ст. 91 ЖК РФ, следует учитывать разъяснения Верховного Суда РФ, приведенные в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14. В частности, следует помнить, что под использованием жилого помещения не по назначению следует понимать его использование не для проживания граждан, а для других целей (под офис, склад и т.д.).
  • В этом же Постановлении разъяснено понятие систематичности нарушения ответчиком прав и законных интересов соседей. Говорить о систематичности нарушений можно в том случае, когда жильцы допускают неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, а также правил пользования жилым помещением (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
  • Исковые требования о выселении на основании ч. 1 ст. 91 ЖК РФ могут быть предъявлены и к бывшему члену семьи нанимателя жилого помещения, поскольку фактически для нанимателя он является соседом, хоть и проживающим с ним в одном помещении.
  • Включая в исковое заявление о выселении довод о невозможности совместного проживания выселяемых лиц в предоставляемом им жилом помещении по причине наличия у кого-либо из них хронического заболевания, необходимо, во-первых, свериться с перечнем таких заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, а во-вторых, заранее позаботиться о представлении суду соответствующих доказательств (медицинских справок, актов обследования, заключений медкомиссий и т.д.). В противном случае этот довод, скорее всего, будет отклонен судом как необоснованный.

При оспаривании распоряжения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения в связи с выселением необходимо иметь в виду следующее

  • Согласно положениям КАС РФ стороны спора именуются административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление – административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).
  • Надлежащим административным ответчиком по данной категории споров является лицо, принявшее оспариваемое решение о предоставлении жилого помещения в связи с выселением. Как правило, таким лицом является Департамент городского имущества города (ДГИ) города Москвы.
  • Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
  • Административный ответчик по рассматриваемому спору вправе подать встречное административное исковое заявление в порядке, установленном ст. 131 КАС РФ. Как показывает анализ судебной практики по данной категории споров, встречное заявление подается достаточно редко.
  • В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
  • Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). При оспаривании распоряжения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения в связи с выселением необходимо соблюдать процессуальные правила, предусмотренные КАС РФ.
  • Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 – 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.
    – К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.
  • Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).
  • Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).
  • При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).
  • Принимая во внимание, что перед обращением в суд с иском о выселении наймодатель вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения допущенного их действиями разрушения жилого помещения (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ), следует напомнить суду о необходимости проверки того, назначался ли такой срок наймодателем и были ли предприняты нанимателем и членами его семьи какие-либо меры для устранения этих нарушений (приведения жилого помещения в состояние, пригодное для постоянного проживания).
  • Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, приведенных в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14, в некоторых случаях жилое помещение может быть использовано для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ). Если в подобных случаях такое использование помещения не нарушает прав и интересов других граждан, оснований для удовлетворения иска нет.
  • Нужно иметь в виду, что согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Посмотрите еще темы