Статья 737. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе

1. Пункт 1 статьи определяет ряд особенностей по сравнению со ст. 723 ГК, предусматривающей общие правила об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (см. коммент. к ст. 723). Если по общему правилу работа выполняется повторно по усмотрению подрядчика, а право заказчика на возмещение расходов по устранению недостатков поставлено в зависимость от предусмотренного договором права их устранять, заказчик по договору бытового подряда вправе наряду с другими требованиями, предусмотренными п. 1 ст. 723, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного повторного выполнения работы либо возмещения затрат, понесенных им на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

 

2. Статьи 30, 31 Закона о защите прав потребителей устанавливают сроки, в течение которых подрядчик обязан удовлетворить требования заказчика по поводу недостатков выполненной работы.

Подрядчик должен устранить недостатки в разумный срок, назначенный заказчиком, а требования об уменьшении цены за выполненную работу, возмещении расходов на устранение недостатков средствами заказчика или третьими лицами, а также убытков, причиненных заказчику его отказом от исполнения договора, в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Требование о безвозмездном повторном выполнении работы удовлетворяется в срок, установленный для срочного выполнения работы, а если соответствующие работы подрядчиком по срочным заказам не выполняются — в срок, предусмотренный договором бытового подряда, который был ненадлежаще исполнен.

 

3. Если сроки удовлетворения требований заказчика, предусмотренные ст. 30, 31 Закона о защите прав потребителей, нарушены, подрядчик уплачивает заказчику неустойку в размере 3% от цены работы, а если в договоре она не определена — 3% от общей цены заказа за каждый день просрочки, но не более цены за работу (общей цены заказа). Рассчитывается неустойка исходя из цены работы, существующей на момент добровольного удовлетворения требований заказчика, либо на день вынесения судом решения о ее взыскании.

Нарушение подрядчиком сроков удовлетворения требований заказчика дает последнему право предъявить иное требование по поводу недостатков.

 

4. Если удовлетворение требований заказчика не покрывает все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст. 393 ГК требовать их возмещения подрядчиком в полном объеме.

В исключение из общего правила ст. 394 ГК о зачетном характере неустойки ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, возмещаются сверх неустойки.

 

5. Требования по поводу недостатков в работе, предусмотренные ст. 737, могут быть предъявлены заказчиком, если они были обнаружены во время приемки результата работы или после нее и заказчиком соблюден порядок приемки, определенный ст. 720 (см. коммент. к ней). Заказчик может предъявить требования, если недостатки обнаружены после принятия результата работы в течение гарантийного срока, а когда гарантийный срок не установлен, то в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня принятия работы или 5 лет — в отношении недостатков строений или иного недвижимого имущества.

 

6. Пункты 2 и 3 ст. 737 предусматривают специальные правила относительно существенных недостатков результата работы.

Под существенными недостатками в выполненной работе (оказанной услуге) следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо они делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они проявляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он вправе рассчитывать при заключении договора (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 7).

Во-первых, подрядчик несет ответственность за такие недостатки, если они обнаружены по истечении 2 лет (для недвижимого имущества — 5 лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в течение срока службы, а если он не установлен — 10 лет с момента принятия заказчиком результата работы. Во-вторых, при обнаружении таких недостатков подрядчику может быть предъявлено только требование об их безвозмездном устранении. В-третьих, такое требование подлежит удовлетворению, если заказчик докажет, что недостатки возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. В-четвертых, если это требование не удовлетворено (п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей устанавливает 20-дневный срок для устранения существенных недостатков), заказчик вправе потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами или с помощью третьих лиц, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

 

Правила пп. 2 и 3 не дают ответа на вопрос о том, какие последствия наступают, если недостатки в работе по своему характеру являются неустранимыми. Такие недостатки согласно ст. 503 ГК, которая в соответствии со ст. 739 (см. коммент. к ней) применяется к отношениям по договору бытового подряда, признаются существенными. По Закону о защите прав потребителей (п. 6 ст. 29), если существенные недостатки являются неустранимыми и обнаружены в сроки, аналогичные установленным п. 2 ст. 737, потребитель по своему выбору вправе требовать соответствующего уменьшения цены за работу или расторжения договора и возмещения убытков. Представляется, что такие правила более адекватно отражают существо отношений, вытекающих из характера неустранимых недостатков.

Посмотрите еще темы:

Авторизация
*
*
Генерация пароля