Комментарий к статье 632 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации – договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства – это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”);

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ);

3) суда, используемые во внутренних водах, – самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река – море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ ).

Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа. Соответственно, если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 ГК РФ не должны регулироваться, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов. Невзирая на это, существующая судебная практика допускает применение норм § 3 гл. 34 ГК РФ к аренде легковых автомобилей.

Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. В абз. 1 комментируемой статьи содержится указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 ГК): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 ГК о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство передается в пользование арендатору, который осуществляет его коммерческую эксплуатацию, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию.

Правильное определение юридической природы заключенного договора (аренда или перевозка) имеет значение и для сферы публичного права, в частности, для режима налогообложения соответствующей предпринимательской деятельности.

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации определен как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 ГК в ряде случаев отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

Посмотрите еще темы