Комментарий к статье 628 ГК РФ

1. В комментируемой статье установлены правовые основы юридической процедуры предоставления (передачи) имущества арендатору. Базу этой процедуры составляют две обязанности арендодателя, носящие информационный характер, и корреспондирующие с ними права арендатора. В рамках указанной процедуры арендодатель должен проверить исправность сдаваемого в аренду имущества. Такая исправность свидетельствует о том, что арендуемое имущество находится в работоспособном состоянии, его можно использовать по назначению, т.е. с помощью данного имущества можно удовлетворять соответствующие потребности арендатора. Для правоотношений по прокату с участием потребителей указанная исправность, кроме того, означает, что передаваемое арендатору имущество отвечает еще и установленным требованиям по безопасности. Иными словами, в потребительских правоотношениях по прокату должны быть соблюдены и право потребителя на надлежащее качество (ст. 4 Закона о защите прав потребителей), и его право на безопасность (ст. 7 этого же Закона).

По прямому указанию комментируемой статьи рассматриваемая проверка исправности проводится в присутствии арендатора. Таким образом, последний не просто имеет право участвовать в отмеченной проверке: ему предоставлена возможность убедиться в том, что арендуемое имущество находится в исправном состоянии, т.е. получить соответствующую информацию об этом. Другими словами, в рамках анализируемой обязанности арендодатель должен сам получить информацию об исправности арендованного имущества и предоставить эту информацию арендатору в форме демонстрации работоспособности этого имущества.

Представляется, что в интересах арендодателя получить и сохранить доказательства исполнения своей обязанности по проверке исправности арендованного имущества. Это доказательства двух видов: 1) того, что данная проверка проведена; 2) того, что она проведена с участием арендатора. Например, это может быть акт осмотра арендованного имущества, подписанный уполномоченным представителем арендодателя, а также арендатором.

2. Согласно комментируемой статье арендодатель несет и другую информационную обязанность – ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом. Как и обязанность по проверке исправности арендованного имущества, данная обязанность установлена в интересах обеих сторон договора проката – в целях обеспечения сохранности арендованного имущества, соблюдения права арендатора на безопасность и проч. Для потребительских договоров проката существование обязанности по ознакомлению с названными правилами и выдаче указанных инструкций обусловлено еще и общим правилом о непрофессионализме потребителя (арендатора) – о предположении об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

Рассматриваемую информационную обязанность нужно понимать расширительно. Формально она касается информации об эксплуатации (пользовании) арендованного имущества. Однако из сравнительного анализа комментируемой статьи, а также п. 2 ст. 629 ГК РФ (здесь указано не только на правила эксплуатации, но и на правила содержания арендованного имущества) и ст. 10, п. 4 ст. 12, п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей следует, что необходимо сообщить арендатору еще и о других правилах – содержания, хранения и транспортировки арендованного имущества.

Точно так же в данной ситуации в интересах арендодателя получить и сохранить доказательства исполнения и этой обязанности, т.е. доказательства того, что арендатор получил соответствующую информацию: с отмеченными правилами он ознакомлен, названные письменные инструкции им получены. В частности, эти обстоятельства могут быть удостоверены подписью арендатора на документе, остающемся у арендодателя.

Важность соблюдения указанной обязанности в потребительских договорах проката подтверждается содержанием п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Как следует из этой нормы, исполнитель (арендодатель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем (арендатором) установленных правил использования, хранения или транспортировки арендованного имущества. Фактически арендодатель должен доказать не только наличие хотя бы одного из указанных обстоятельств, но применительно к доказыванию отмеченного нарушения со стороны арендатора еще и то, что последний знал (имел информацию) об этих правилах. Такой вывод подтверждается тем, что исполнитель несет по отношению к потребителю общую обязанность по предоставлению потребительской информации, в том числе и доведение до сведения потребителя указанных правил (ст. 8 – 11 Закона о защите прав потребителей).

Нарушение рассматриваемой информационной обязанности, к которому иногда на практике приравнивается и отсутствие доказательств ее исполнения, может повлечь негативные последствия как для арендатора, так и для арендодателя. Для арендатора – причинение в результате неправильной эксплуатации вреда, например, его имуществу, а для арендодателя – причинение вреда арендованному имуществу, возникновение ответственности перед арендатором и третьими лицами, которым причинен вред (члены семьи арендатора и проч.), устранение ответственности арендатора по п. 2 ст. 629 ГК РФ за недостатки арендованного имущества, возникшие вследствие его неправильной эксплуатации (содержания, хранения).

3. В том случае, если договор проката является потребительским, при его заключении и предоставлении имущества арендатору арендодатель несет также и иные информационные обязанности, установленные Законом о защите прав потребителей (ст. 9 – 11): предоставить потребителю информацию о контрагенте (арендодателе), о цене имущества, о режиме его работы и пр. Кроме того, в Законе о защите прав потребителей (ст. 8) закреплены общие нормативные требования к потребительской информации, в том числе и требование к механизму ее предоставления, которые должны быть соблюдены согласно потребительскому договору проката.

Посмотрите еще темы