Что говорит Закон о недостатках товара?

В случае с товарами, работами и услугами важное значение имеет их соответствие обязательным требованиям качества, которые установлены в соответствующей нормативной документации: для различных видов товаров, работ и услуг утверждаются соответствующие правила, по которым можно определить те самые обязательные требования.

Как следует из абз. 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей, недостатком товара (работы, услуги) признается несоответствие товара (работы, услуги):

  • или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;
  • или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям);
  • или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
  • или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
  • или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Из приведенного определения видно, что недостатком будет считаться несоответствие товара (работы, услуги) не только законодательно установленным требованиям, но и обычно предъявляемым требованиям. Это отвечает интересам потребителя, так как не все требования качества могут быть сформулированы должным образом в нормативной документации.

Согласно абз. 9 преамбулы Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Таким образом, вследствие возникновения существенного недостатка использование товара, услуги или результата работы становится невозможным или недопустимым.

Толкование приведенной формулировки является довольно затруднительной задачей: так как сама формулировка предусматривает значительное пространство для широчайшего толкования, практически любой недостаток может быть признан существенным.

Некоторые разъяснения по данному вопросу содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ о рассмотрении дел по спорам о защите прав потребителей. В частности, в п. 13 этого Постановления даны определения неустранимому недостатку товара (работы, услуги) и недостатку товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов.

Неустранимый недостаток товара (работы, услуги)

Недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов

Недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

Как мы можем заметить, критерии существенных недостатков в сфере защиты прав потребителей носят субъективный, оценочный характер. Поскольку от решения вопроса о существенности соответствующего недостатка зависит объем ответственности исполнителя перед потребителем, исполнители будут стараться всеми силами доказать, что недостаток не был существенным.

Споры, возникающие по этому вопросу, являются довольно распространенными. Причем разрешить возникающие противоречия могут только суды путем выработки единой понятной судебной практики.

Посмотрите еще темы: